РЖД и КГБ номинируют на «Оскар». Владелец ОТЭКО Мишель Литвак покоряет Голливуд ради жены
«Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей», — именно такие слова из известной пушкинской сказки могли бы стать девизом на личном гербе Светланы Меткиной-Литвак, если бы таковой у неё был. Впрочем, ещё не вечер, и, возможно, по прошествии лет чета Литвак по примеру своих коллег по бизнес-тусовке (на слуху ещё свежая история сына олигарха-кагэбиста Александра Лебедева Евгения, ставшего английским пэром) обзаведутся дворянским титулом с прилагающимся регалиями. А судя по той энергии и напористости, с которыми продвигает себя по жизни 46-летняя супруга владельца ОТЭКО Мишеля Литвака, такая перспектива не кажется нереальной.
Надо отдать должное Светлане — она не ждёт у моря погоды и сама куёт своё женское счастье, начиная с девичества. Дочь журналиста-арабиста Александра Меткина на всё 100% использовала жизненный шанс, который ей предоставил отец вместе с пригласительным билетом на бал прессы в Кремле в 1993 году. Там 19-летняя студентка Щукинского театрального училища познакомилась с 42-летним бельгийским бизнесменом Мишелем Литваком, которого вот уже на протяжении почти 30 лет не выпускает из своих цепких и нежных объятий.
«Он [дедушка] полковник внешней разведки в отставке, до восьмидесяти работал. Ему Путин в Кремле даже две медали вручил», — рассказывала Меткина с гордостью.
Те, кто кидают в Меткину камни, обвиняя её в своекорыстии и цинизме, правы с формальной точки зрения. Действительно, брак между людьми с разницей в возрасте в 23 года, из которых одна из сторон — состоявшийся миллионер, а другая — начинающая актриса, действительно напоминает пресловутый брак по расчёту с «денежным мешком». Однако не всё так однозначно.
Родители Меткиной — представители советской элиты «брежневского розлива» — имеют высшее образование Московского пединститута имени Ленина, при этом отец закончил ещё и Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «переводчик». Сама Меткина в одном из интервью вспоминала, что, когда родители уехали в командировку в Ливан (в Википедии говорится, что Александр Меткин заведовал бюро АПН в Йемене), они с сестрой жили у бабушки с дедушкой. «Он [дедушка] полковник внешней разведки в отставке, до восьмидесяти работал. Ему Путин в Кремле даже две медали вручил», — рассказывала она с гордостью.
Поэтому не стоит считать Меткину классической золушкой, выбившейся из грязи в князи. Её жизнь до 1991 года была, что называется, в шоколаде, она была знатной невестой и была бы достойной парой для любого представителя «золотой молодёжи» советской эпохи.
Меткина вот уже на протяжении десятилетий остаётся верной супругой и примерной женой, родив Мишелю Литваку троих детей.
Однако перестройка и последующий развал СССР в корне изменил не только жизненную, но и матримониальную парадигму Меткиной. Все советские бенефиты и достижения вмиг обнулились: мажоры — дети работников ЦК или Совмина — уже не котировались, а капиталистический мир требовал изрядной доли цинизма и расчётливости для обустройства личной жизни в новой реальности.
И то, что Меткина, сама ли или по наводке родителей, смогла оперативно перестроиться и с первой же попытки заарканить многообещающего иностранного бизнесмена, только недавно вернувшегося в Россию, где он родился, говорит о её трезвом уме и незашоренности. Судя по семейному бэкграунду, весьма вероятно, что и отец будущей голливудской актрисы работал за рубежом, как говорят в некоторых организациях, под журналистским прикрытием. Кто знает, но, может, связи родственников и были тем самым нематериальным приданым, которое получил Литвак вместе с рукой и сердцем Светланы? Некоторые СМИ утверждают, что предприниматель, начинавший своё восхождение на российский бизнес-олимп с грузовых железнодорожных перевозок, был в хороших отношениях с тогдашним главой РЖД Владимиром Якуниным, который, как известно, был выходцем из КГБ СССР.
Меткина вот уже на протяжении десятилетий остаётся верной супругой и примерной женой, родив Мишелю Литваку троих детей. Сам по себе столь многолетний брак — своего рода феномен в бизнес-тусовке. Большинство союзов, заключённых вроде бы по любви, не проходят проверку временем, деньгами и славой (Владимир Потанин не даст соврать!), а многие бизнесмены меняют жён и любовниц, как перчатки (Роман Абрамович расскажет детали).
Впрочем, даже в этой неординарной love story злопыхатели могут разглядеть меркантильную заинтересованность Светланы Меткиной в своём супруге как в финансовой «дойной корове». 90-е — это не только лихие в экономическом и социальном плане годы в России, но и сложное время для культуры. Прежняя советская система финансирования театров и кино развалилась, а новая российская страдала от хронического безденежья на фоне непрекращающегося кризиса. Драматические театры за редким исключением бедствовали, а кино перебивалось подачками из бюджета и от редких спонсоров. Многие известные актёры советской поры и молодые артисты, только окончившие театральные вузы, не нашли себя в новом дивном мире: кто-то уехал прозябать заграницу, кто-то спился.
Я люблю играть сильные характеры. Поэтому, возможно, это исторические персонажи — вроде Екатерины Великой.
Но целеустремлённая и предприимчивая Светлана Меткина, в 1995 году закончившая знаменитую «Щуку», явно не хотела для себя такой унизительной доли. До 2005 года она сумела сняться в нескольких проходных фильмах как в России («Триста лет спустя», «Золото Югры»), так и в США («Варвар»). История умалчивает, а сама Меткина не распространяется на тему, какую роль играл муж в её участии в этих кинолентах. Хотя в совместной российско-американкой постановке «Второй фронт» 2005 года среди продюсеров уже значится имя Мишеля Литвака.
И снова Меткина, которая твёрдо решила реализовать себя в искусстве, взяла свою судьбу в свои же не по-женски крепкие руки. Ведь не зря же в одном из интервью на вопрос о роли своей мечты она заявила: «Я люблю играть сильные характеры. Поэтому, возможно, это исторические персонажи — вроде Екатерины Великой».
В 2004 году Мишель Литвак основал кинопродюсерскую фирму Bold Films. Из первых трёх фильмов, снятых компаний, Светлана Меткина, которая стала называться на англосаксонский манер Лана Литвак, засветилась в двух — дебютной для Bold Films «Рогатке», а также «У Мини это в первый раз». Однако разделить первый успех мужа с фильмом «Приходи пораньше», который в 2006 году был номинирован на Гран-при престижного фестиваля независимого кино «Сандэнс», она смогла лишь частично: в ленте Меткина не снималась.
Не нашлось по каким-то причинам для Светланы роли и в самом триумфальном на сегодняшний день для Мишеля Литвака фильме «Одержимость», который в 2015 году получил три премии «Оскар»: за лучшую мужскую роль второго плана, лучший звук и лучший монтаж. Лента также значилась в коротком оскаровском списке как лучший фильм, но тогда проиграла «Бёрдмену». Правда, успех ленты у американской и мировой кинотусовки (а продукт Мишеля Литвака также был номинантом на премии канала MTV, «Сандэнс», BAFTA, «Сатурн», «Золотой глобус» и др.) может объясняться темой картины. В Каннах режиссёр «Одержимости» Дэмьен Шазелл номировался на «Квир-Пальмовую ветвь» за освещение ЛГБТ-темы в кино. Но уверены, что для примерного семьянина, мужа красавицы-жены и многодетного отца Мишеля Литвака это всего лишь бизнес и ничего личного.
В Каннах режиссёр «Одержимости» Дэмьен Шазелл номировался на «Квир-Пальмовую ветвь» за освещение ЛГБТ-темы в кино.
Первую киношную известность чете Литвак принесла лента «Бобби» 2006 года, посвящённая смертельному покушению на сенатора Роберта Кеннеди в 1968 году. Как писала в своей колонке в «Известиях» язвительная Божена Рынска, подвизавшаяся тогда в газете в роли светской хроникёрши, «за две минуты экранного времени для госпожи Меткиной её супруг заплатил сорок миллионов долларов». Первоначально Лана Литвак претендовала на одну из центровых ролей. Однако то ли неузнаваемость российской актрисы смутила режиссёра Эмилио Эстевеса, то ли плохой английский (хотя сама Меткина в интервью утверждала, что с детства говорила на английском и французском языках), но роль отдали Хелен Хант, а для самой Светланы придумали эпизодическую роль чешской журналистки. Позднее Эстевес так прокомментировал работу Меткиной: «Думаю, она удачно вписалась в проект. Могло быть гораздо хуже».
Возможно, в последних словах режиссёра и кроется разгадка пока что скромного участия Ланы Литвак в американских кинопроектах: деньги деньгами, но всё же нужен талант. Впрочем, без денег Литвака идея Эстевеса, который долгое время не мог найти финансирования, никогда не была бы воплощена в жизнь. Именно российский бизнесмен, как утверждал сам режиссёр, предложил ему сделку «роль в обмен на инвестиции». И оба не прогадали. «Бобби» был номинирован на «Золотой глобус» как «Лучший фильм», на премию Гильдии актёров за лучший актёрский состав, а в Венеции в 2006 году хотя и проиграл гонку за «Золотого льва» китайскому «Натюрморту», но был отмечен премией как лучший биографический фильм.
В 2013-2014 годах Лана Литвак снялась ещё в двух лентах, спродюсированных мужем: в боевике «Тепловой удар» и триллере «Улики». В последнем с героиней Литвак расправились достаточно быстро: маньяк-сварщик сначала бил её головой о борт автобуса, а затем сжёг огнемётом. Обе ленты не снискали славы авторам и актёрам: премии их обошли стороной. «Улики» собрали в мире, по данным «Кинопоиска», чуть больше 180 тысяч долларов. По «Тепловому удару» денежных данных вообще нет, что может свидетельствовать о провале картины.
Режиссер «Бобби» Эстевес так прокомментировал работу Меткиной: «Думаю, она удачно вписалась в проект. Могло быть гораздо хуже».
Что интересно, сама Меткина гневно отвергает любые попытки журналистов связать свою актёрскую карьеру с деньгами мужа. В качестве аналогии она приводит звёздную пару актрисы Софии Лорен и продюсера Карло Понти, который финансировал фильмы с участием кинодивы. «Если бы у Лорен не было таланта, что бы Понти смог спродюсировать?» — эмоционально вопрошала она в беседе с корреспондентом Tatler. И добавляла: «Мой муж продюсирует множество картин, в которых я не играю… Многое я делаю без него».
Кстати, похвастаться успехами в независимой от продюсерской фирмы супруга карьере Меткина-Литвак вряд ли может. Российские проекты с её участием, не связанные напрямую с Bold Films, были провальными. Фильм ужасов «Путевой обходчик» при бюджете в 3 млн долларов собрал жалкие 500 тысяч долларов, а историческая драма «1812: Уланская баллада», в которой она сыграла возлюбленную Наполеона Бонапарта, польскую графиню Валевскую, из 5 млн долларов инвестиций отбила в прокате всего 1,2 млн. Рейтинги Internet Movie Database (IMDb) тоже не радуют: 4,1 у «Обходчика» и 2,3 у «Баллады».
То ли трезвая оценка своих актёрских возможностей, то ли семейные заботы заставили Меткину в последние годы переквалифицироваться в «управдомы». В роли исполнительного продюсера от Bold Films она сняла две ленты: «Колетт» с Кирой Найтли в главной роли и «Вокс Лакс» с Натали Портман. Причём обеим лентам сопутствовал и коммерческий, и фестивальный успех: «Колетт» заработала 14 млн долларов при бюджете в 5 млн, а «Вокс Лакс» номинировалась на Венецианском кинофестивале в 2018 году на «Золотого льва».
Что интересно, сама Меткина гневно отвергает любые попытки журналистов связать свою актёрскую карьеру с деньгами мужа.
Оппоненты Литвака уже поспешили намекнуть, что на фоне проблем его бизнес-империи (недозагрузки принадлежащего ОТЭКО Таманского терминала навалочных грузов, пробуксовки строительства зернового терминала в Тамани, высокой долговой нагрузки компаний холдинга) стоило бы больше внимания обращать не на слабо проработанные «прожекты» типа покупки «Сибантрацита» или непрофильные киноактивы, а на спасение своего бизнеса. Однако вряд ли Литвак, ставший «молодым отцом» в третий раз в 68 лет, решится опечалить супругу, свернув свою в целом неплохую кинопродюсерскую деятельность (а в активе Bold Films к 2020 году насчитывается порядка 20 фильмов), которую он и затевал именно для реализации её талантов.
Представляется, что амплуа расчётливой бизнесвумен от кино и многодетной матери и любящей супруги подходят Светлане Меткиной больше, чем роль кинодивы. Так же, как она уверенно схватила судьбу за яйца в далёком 1993 году, так и сегодня она может вновь продемонстрировать свою бизнес-жилку. В планах Bold Films на 2021 году заявлен к выпуску на экраны байопик «Элвис», посвящённый жизни короля рок-н-рола Элвиса Пресли. Мишель Литвак рекрутировал в режиссёры оскароносного База Лурмана, прославившегося фильмами «Ромео + Джульетта», «Мулен Руж», «Великий Гэтсби». И хотя пока не известно, примет ли участие в работе над лентой Лана Литвак, и, если да, то в каком качестве, но это было бы прекрасной возможностью доказать окружающим, что женщина может быть не только красива, но и талантлива. Как минимум, в кинобизнесе.
Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД, лучший фото- и видеоконтент на нашей странице в Instagram
Артём Войцеховский