ФПК задолжала Мадонне. Дочка РЖД должна миллион за неправомерное прослушивание песен в плацкартах
Более миллиона рублей придётся заплатить «Федеральной пассажирской компании» (дочка РЖД) за незаконную трансляцию в плацкартных вагонах песен отечественных и зарубежных исполнителей. Таково решение Арбитражного суда Москвы по иску Российского авторского общества (РАО).
Незаконно в плацкартах прослушивали 57 композиций Юрия Шатунова, группы «Звери», Юлии Савичевой, а также Мадонны, Леди Гаги и других исполнителей. За каждую песню РАО потребовало взыскать по 20 тыс. рублей компенсации. Арбитражный суд Москвы рассматривал дело повторно. При первом рассмотрении иск РАО был также полностью удовлетворён в августе 2018 года, это решение устояло в апелляции, но вышестоящий Суд по интеллектуальным правам его отменил.
Сразу добиться компенсации не удалось, так как в решении не было указано, кто именно получит средства за нарушение авторских прав: РАО или же конкретные авторы музыкальных произведений, в чьих интересах действовал истец. В своём новом решении по делу арбитражный суд Москвы это нарушение устранил. «Взыскать… компенсацию за нарушение исключительного права на произведение в размере 1140000 рублей для последующей выплаты в пользу правообладателей», — говорится в судебном акте. Далее в нём указан перечень всех произведений с указанием исполнителя, авторов музыки и слов и обладателя авторских прав, который и должен будет получить вознаграждение.
Учитывая масштаб РЖД и продолжительность этого нарушения, в принципе эта сумма небольшая.
В иске конкретно указали, что с 28 марта по 27 апреля 2017 года в плацкартах неправомерно заслушивались произведениями, которые входит в репертуар РАО. Пассажиры активно подпевали Юре Шатунову, Мадонне, группе «Звери» и Леди Гаге.
«Решение суда вполне законное, если у РЖД не было договора с правообладателем или с организацией по коллективному управлению правами, — рассказал vgudok.com юрист Вадим Колосов. — Правообладатель имеет право отзывать управление правами из РАО и Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Тогда РАО и ВОИС не могу выдавать соглашение в рамках своих аккредитаций. Договор составляется либо с РАО, либо с правообладателем напрямую.
Сотрудники РАО, их агенты, обычно ходят по ресторанам, поездам, кафе, слушают музыку. Знают, например, что компания не производит отчисления, фиксируют акт публичного исполнения. Далее РАО обращается в суд. Сумма иска зависит от того, кто, где, в каких условиях использует произведения. Есть подробный перечень тарифов. В целом, учитывая масштаб РЖД и продолжительность этого нарушения, в принципе эта сумма небольшая».
Справка. РАО является организацией по управлению авторскими правами на коллективной основе в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено, в том числе при публичном исполнении произведений. В 2013 году РАО получило государственную аккредитацию в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путём ретрансляции.
P. S. У нас после изучения данного инфоповода возник только один вопрос: как господа из РАО собираются вручить честно заработанные рублики авторам хитов, рвущим динамики вагонов ФПК? Шатунова и «Зверей», допустим, они могут отловить и на вокзале. А как быть Мадонне и Леди Гаге? Как честным поп-идолам получить свой кусок честно заработанных «деревянных»? Ответа на этот вопрос от РАО мы, к сожалению, так и не дождались.
Максим Ярошевский