Алексей Вульфов: «К счастью, мало где способны поднять руку на ликвидацию музея — обычно он погибает сам собой...»
В недавнем материале мы написали об очередном деповском музее. Рассказать об этих чудом сохранившихся островках истории мы попросили председателя Общества любителей железных дорог (ВОЛЖД) Алексея Вульфова. Слово эксперту.
«Вопрос о деповских, станционных, так сказать локальных местных музеях — очень давний и очень трудный.
Как правило, эти музеи для данного предприятия являются единственным местом хранения памяти, связаны с историей местного края и, самое главное, с судьбами и личностями тружеников и героев, людей, оставивших о себе добрую память. Люди обычно несли в эти музеи самое дорогое, что у них есть: личные вещи и документы, награды и другие памятные предметы. Когда эти музеи создавались, никто не считал что почём и из какого "источника финансирования", а просто берегли память о прошлом, и всё.
Начали уходить последние пенсионеры, поддерживавшие музеи, а затем и вовсе прекратилось их "финансирование".
Затем времена изменились в известную сторону, материальное явно возобладало над моральным, и судьба местных музеев стала очень трудной. Не то чтобы сразу бросились их закрывать, а, самое плохое, они стали ненужными, невостребованными. Общественные ценности сместились... После начали уходить последние пенсионеры, поддерживавшие эти музеи, а затем и вовсе прекратилось их "финансирование" (надо полагать, отрасль обогатилась, сэкономив пару комнат в депо и сократив работу уборщицы и местного ветерана, приходившего, когда звали провести экскурсию или повесить пару новых фотографий).
Руководителям предприятий в обстановке крайнего перенапряжения, возникшего в результате всех реформаций, стало совсем не до такого, да и меняться эти руководители стали гораздо чаще, чем раньше, приходя из других мест, будучи равнодушными к здешней, а нередко и вообще к старине.
К слову сказать, далеко не везде такие музеи, что называется, шли к людям, нередко это действительно была неделями запертая дверь с надписью "Музей", которую редко открывали. Надо сказать, что экспозиция, состоявшая в основном из фото передовиков, красных знамён и нескольких сувениров на железнодорожную тему, в лучшем случае с парой моделей подвижного состава, особого интереса для непосвящённого зачастую не представляла. Хотя на некоторых предприятиях экспозиция местного музея бывает исключительно интересной — с моделями здешних умельцев, прекрасными фотографиями, богатой коллекцией предметов.
Совет ветеранов ОАО "РЖД", ещё в бытность Сергея Афанасьевича Пашинина, бывшего заместителя министра путей сообщения и первого председателя ВОЛЖД, добился того, чтобы хранителям таких музеев на местах проводили какие-то доплаты, чтобы хоть как-то поддержать их существование. Но с уходом кадров прежних железнодорожников и это во многих местах стало мало помогать, а где-то и прекратилось...
Тем не менее нужно отметить, что ситуация с местными музеями такая же, как и со всеми остальными подобными вопросами: всё и везде зависит от людей. Там, где есть сильная ветеранская организация и руководство активно и сознательно, такие музеи существуют "всем смертям назло", проводятся экскурсии для школьников и ветеранов, экспозиция пополняется, музей посещают делегации и служебная администрация ведомства. Находятся возможности и для уборки помещения, и даже, хотя и с величайшими сугубо современными трудностями, на развитие экспозиции. Там же, где особой активности нет ни у ветеранов, ни у руководителей предприятий, такие музеи погибают либо стоят закрытыми. К счастью, мало где способны поднять руку на ликвидацию музея, обычно он погибает сам собой...
Такие музеи — всегда плоды общественного, добровольного труда, не нужно вносить в процесс какой-то особый порядок.
Думается, в вопросе дорожных музеев не нужно заорганизованности — нужно просто помогать ветеранам и хранителям содержать их, понимая значение патриотического воспитания и памяти, и, попросту говоря, не брать греха на душу. Такие музеи — всегда плоды общественного, добровольного труда, и не нужно вносить в этот процесс какой-то особый регламент или порядок.
Нередко для того или иного места подобный музей — единственное средство просвещения, причём очень часто уникальное по содержанию музейных предметов, и нужно делать так, чтобы его посещало как можно больше людей, в первую очередь молодёжи. Проще говоря, оставить нужно подобные музеи в покое и помнить, что за дверями одинокой комнаты с надписью "Музей" — великая и священная память.
Сегодня руководство ОАО "РЖД" однозначно поддерживает существование таких музеев. О каком-либо централизованном закрытии нет и речи. Думается, этот вопрос в первую очередь зависит от местных руководителей — их культуры, гражданственности и патриотизма».
Беседовал Сергей Вершинин, член ВОЛЖД