Мрачные перспективы Чёрного континента. Африканские порты упускают грузопотоки, перенаправляемые из Красного моря
Эксперты констатируют, что устаревшая и неэффективная портовая инфраструктура Африки снижает шансы континента заработать на увеличении потока судов, которые избегают атак хуситских повстанцев в Красном море и идут в обход Африки. Теоретически местные порты должны озолотиться (в скромных масштабах) на бункеровке и обслуживании сотен судов, но этого не происходит.
Компания «Кларксон Рисёрч» утверждает, что количество судов, огибающих южную оконечность Африки, выросло на 85% начиная с первой половины декабря 2023, когда поддерживаемые хуситы резко увеличили количество атак на торговые суда, имеющие отношение к Израилю, а затем и к Великобритании с США.
Основными выгодоприобретателями этого процесса, по данным производственно-логистической компании «Фиктив», стали порты ЮАР, Мадагаскара, Маврикия и Намибии.
«Тем не менее, большинство африканских портов неэффективны и находятся не в лучшем состоянии для извлечения всей выгоды из этой ситуации», — говорит Винни Ликата, руководитель направления логистики в «Фиктив». — Это могло бы стать прекрасной возможностью для Африки, но многие порты уже перегружены. Для того, чтобы сделать их конкурентоспособными, необходимы инвестиции».
По словам Роберта Хачатряна, основателя и руководителя компании «Фрейт Райт Глобал Лоджистикс», на Африку сейчас приходится лишь 6% мировых морских перевозок, несмотря на то, что 90% всего её импорта и экспорта осуществляется морем.
Хачатрян прогнозирует, что ставки фрахта от азиатских портов до восточного побережья США вырастут на 20–30 процентов, а время в пути увеличится на две недели из-за большей длины маршрута вокруг мыса Доброй Надежды.
Именно тут проблемы портовой инфраструктуры Южной Африки — от поломок оборудования до нехватки персонала — и подрывают её конкурентные преимущества.
Судоходные компании, использующие этот путь между востоком и западом, в основном стараются избегать бункеровки и пополнения других запасов даже в портах ЮАР из-за их неспособности быстро и пунктуально оказать эти услуги.
«И, поскольку суда избегают Южную Африку, изменение направления грузопотоков принесло непосредственную прибыль стратегически расположенным на пути восток-запад портам, таким как Туамасина на Мадагаскаре, Порт-Луи на Маврикии и Уолфиш-Бэй в Намибии», — утверждает Хачатрян.
Страны, имеющие возможность быстро нарастить объёмы портовых и логистических операций, такие как Марокко и Гана, могут удовлетворить выросший спрос на портовые услуги.
По словам Хачатряна, их инвестиции в портовую инфраструктуру, осуществлённые в последние годы, позволяют им эффективно обработать возросшие объёмы:
«Что же касается других частей Африки, то возрастает беспокойство в связи со случаями пиратства у берегов Сомали и Нигерии».
Что касается, политического аспекта, то «рост грузопотока вокруг мыса Доброй Надежды может усилить позиции ЮАР в БРИКС и, в долгосрочной перспективе, на глобальных переговорах по международной торговле», — говорит Джеймс Хилл, руководитель «МСФ Энерджи».
«Африканские политики могут рассмотреть стратегии развития портового хозяйства, которые будут способствовать развитию внутриафриканской и международной логистической связности. Даже после завершения конфликта в Израиле угрозы для судоходства в Персидском заливе могут сохраняться, если хуситы решат продолжить атаки на США, а значит, положение Африки будет продолжать оставаться выгодным», — отмечает Хилл.
Экспертные мнения авторитетных специалистов о транспорте и логистике вы найдете в новом Telegram-канале медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO
Игорь Кузнецов, по информации gcaptain.com