Разные ласточки по-разному летают. «Птичьи» электрички и поезда РЖД нарушили планы железнодорожных туристов

Опубликовано 26 июля 2022

Признаемся, с фактами, изложенными в истории ниже, наша редакция столкнулась впервые. Как и авторы рассказа, сами того не желая, узнавшие, что «Ласточками» на сети РЖД можно назвать и скоростную электричку, и проходящий поезд.

Итак, предыстория. Существует всем знакомая электричка под названием «Ласточка», об этом семействе поездов мы подробно рассказывали ЗДЕСЬ. Это очень удобный и комфортный, а главное быстрый способ добраться, в нашем случае — до Выборга. Современный электропоезд пользуется большим спросом, чем обычные электрички, так как имеет кондиционер (что в летний зной очень актуально), едет в два раза быстрее, ну и выглядит получше, чего уж греха таить. С расписанием можно ознакомиться на любом сервисе по покупке ж/д билетов, включая, конечно же, официальный сайт РЖД.

«Собственно, мы смотрел на Туту и Яндекс.Расписании. Выбрали удобное время и конечно посмотрели, когда нам возвращаться домой. Туда мы уехали в 11:39, обратно в расписании, внимание, пригородных поездов (в т. ч. «Ласточка»), в 20:45 «Ласточка», 20:53 обычная электричка, и в 21:38 «Ласточка». Запомним это», — вот цитата сообщения пострадавшего в итоге туриста.

Ребята, не особо заморачиваясь, купили билеты туда и обратно на одну и ту же «Ласточку». Что логично. В один конец по документам они проехали, насладились достопримечательностями города, погуляли, перекусили. Проблемы возникли, когда было решено вернуться домой.

«Мы пришли за 10 мин до отправления, и поезд был битком. И тут мы возвращаемся к расписанию, ведь мы предусмотрели всё, и видим среди пригородных поездов есть ещё одна «Ласточка» и обычная электричка. Принято решение подождать час следующую скоростную электричку и занять сидячие места, ведь с нами ехала беременная подруга, и ноги у нас у всех изрядно подустали, — продолжает рассказ попавший впросак участник туристического путешествия. — И тут я возвращаюсь к самому началу повествования, и напоминаю о третьем способе — поезд дальнего следования, коим и оказалась последняя «Ласточка». Узнали мы об этом случайно, когда спросили у сотрудницы вокзала, на какой путь приходит последняя «Ласточка».

Она сказала, что последняя «Ласточка» ушла, и остался только поезд дальнего следования — «Ласточка», на который продаются только сидячие места.

Собственно, мы подумали, что она не поняла нас, ведь мы всё изучили в расписании пригородных поездов. Наша уверенность улетучивались всё больше, как только нам стали встречаться люди с таким же недоумевающим взглядом. Мы пошли узнавать всё в кассах города, где нам сообщили, что электричек до Санкт-Петербурга больше нет, а та «Ласточка», которую мы имеем в виду, это поезд дальнего следования, и никто нас по имеющимся билетам на него не посадит, ну и конечно билетов на него тоже уже нет. ПАНИКА. Если вы думаете, что мы одни такие идиоты, то нет. Недоумевающих людей у касс скапливалось всё больше. Некоторым продали билет на скоростную электричку уже после того, как она ушла, и говорили, мол, да, вы уедете на той самой «электричке».

Конечно, мы пошли к администрации вокзала разбираться, почему же так вышло. Перспектива остаться за 140 км от дома, где все отели забиты битком (да, мы и это уже проверили), а автобусы тоже уже все ушли, не казалась нам привлекательной.

Администрация нам никак не могла помочь, мы пошли ждать эту «Ласточку», чтобы говорить с начальником поезда. Все эти люди, примерно человек 30, с билетами на электричку, показывая её в расписании, пытались добиться ответов и справедливости, а самое главное добраться до дома. Среди нас были дети, беременная, иностранец, люди у которых пересадки на самолёт. Да и, по сути, какими бы обстоятельства ни были, все они поверили неграмотно оформленному расписанию. Простая ошибка дизайна повлекла за собой проблемы для всех.

Начальник поезда только и мог говорить, что ничем помочь не может: мы другой перевозчик, стоя вас не повезем, никаких доплат принимать не будем, билетов нет, добирайтесь как хотите. Реакции, конечно, были разные, но отмечу, что никаких противозаконных действий ни со стороны РЖД, ни со стороны оказавшихся в беде не было.

Поезд стоял и ждал, когда этот конфликт между тремя сторонами как-то разрешится. В итоге появилась женщина, вроде начальник вокзала, и вот уже она с кем-то по телефону, с начальником поезда и нами решали не то, как выйти из этой ситуации, а как доказать, что мы идиоты и не правы. 30 человек сразу. В итоге после всего этого скандала всё же как-то нас посадили на этот поезд».

Проблема в том, что «Ласточка» в ряде регионов используется как пригородный поезд, однако её отправляют и на дальние маршруты, рассказал vgudok.com член общественной палаты, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

«В этой связи возникает проблема, что на ту «Ласточку», которая идёт как электричка, продаётся неограниченное количество билетов, так как там нет указания мест. А в поезде есть указание мест, и возникает проблема, что не могут посадить пассажира, у которого нет точного места. Действует совершенно другое законодательство.

Решением данной проблемы могло бы стать точное визуальное фиксирование информации по пригородным поездам.

В принципе, оно уже есть в мобильном приложении. Там указано другим цветом, просто при бронировании можно ещё более ярко это обозначить. Но в остальном проблема носит только тот характер, что законодательства разные, пассажиры не в курсе этих правил. Важно при покупке билетов давать полную информацию о том или ином билете и возможностях, которые эти билеты дают», — говорит эксперт.

Вот такая история о неграмотном дизайне, отсутствии регламентов для подобных ситуаций и о простом человеческом отношении, пишет автор железнодорожной этой зарисовки:

«Всё же хочется сказать спасибо тем, кто принимал участие именно в решении ситуации и искренне хотел помочь. Но куда лучше, чтобы руководство РЖД увидели всё правильно и не ругали сотрудников за этот инцидент, а всё же решили проблему. Кстати, я решил проверить на сайтах, изменилось ли что, и на сайте Туту сделали необходимую заметку. СПАСИБО. Но всё же этот поезд дальнего следования находится в разделе электричек».

Отреагировали на удивительное возвращение путешественников домой и в соцсетях. По-разному, как всегда. Вот некоторые комментарии.

Игорь Субботин: «Но ведь вы смотрели «на Туту и Яндекс.Расписание», не на сайте РЖД. А претензии имеете почему-то к РЖД. Почему РЖД виновато, что на каких-то левых сайтах поезда некорректно обозначены?»

Viktor: «То, что я посмотрел не на РЖД, а на сервисе, который делает ту же работу, меня виноватым не делает. Они предоставляют информацию, которой я поверил, а вместе со мной ещё люди. История скорее про то, что далеко не всему верить нельзя, а если РЖД продаёт такие билеты через агрегаторы, то должны их как-то контролировать. Ну и тот факт, что такая проблема периодически (как выяснилось) всплывает, то почему это не пофиксить».

Akim Glushkov: «В таком случае претензию стоит писать разработчикам сайтов, на которых вы увидели «некорректную» и «вводящую в заблуждение» информацию и проверять тип состава, когда покупаете билет, сверяя его с номером в вашем билете. У меня была проблема, когда я покупал билеты на РЖД через туту. И проблема заключалась в том, что, в туту была неправильная нумерация мест.

Суть в том, что вы неправы, претензии у вас к РЖД, когда должны быть претензии к сервису, где вы смотрели расписание.

Если они напишут, что все электрички — «Ласточка», вы им тоже поверите? Они не отвечают за достоверность данных, и любая ошибка с их стороны может привести к плачевному исходу. Просто признайте, что вы неправы, нежели с каждым человеком тут препираться».

Артём Назаров: «Тут суть не в претензии к конкретным ржд или яндексу, а про то, что всё надо перепроверять, дабы не остаться без денег или чего похуже. Мне было интересно почитать и сделать для себя выводы)))».

Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД и в Telegram-канале @Vgudok