«Поезд» Джона Франкенхаймера. Военная драма с Бертом Ланкастером

Опубликовано 19 сентября 2020

Этот фильм 1964-го года выпуска должен был попасть в поле нашего внимания хотя бы только из-за названия. В целом, кинокартина представляет собой классический американский фильм на тему Второй мировой войны, когда её ещё не вытеснили из сознания корейская и вьетнамская кампании американской армии. Но… это не совсем американское кино, так как фильм о французском сопротивлении, и американцы играют французов. Здесь нет места фанфарам и прославлению заокеанской мощи.

Здесь французы пытаются спасти от вывоза в Германию коллекцию живописи. Собственно говоря, на этом спойлер исчерпывается. Далее начинается приключенческое кино с элементами драмы, которую вносит неподражаемая Жанна Моро. Здесь много стреляют, взрывают и умирают. Автор безжалостен к своим героям и совершенно не пытается внести что-то человеческое в облик нацистов. Режиссёр ставит вопрос: стоит ли десяткам людей умирать ради картин, которые они никогда не видели? Для зрителя фильм интересен как документ эпохи. В 60-е люди ещё помнили, как жилось при оккупации — кадры доносят до нас много элементов быта.

Впрочем, на этом можно было бы и закончить критический отзыв, так как написанного вполне хватит для того, чтобы понять, хотите вы смотреть этот боевик или нет.

Но за кадром осталась история самой ленты, которая может развлечь читателя.

Факт №1. Берт Ланкастер заставил поменять режиссёра и переписать сценарий, чтобы из философской притчи о людях и искусстве получилась военная драма. В первой версии поезд не покидал вокзал первые 90 страниц сценария. В окончательной версии поезд поехал почти сразу.

Факт №2.  В середине съёмок Берт Ланкастер решил в выходной поиграть в гольф. Во время игры он упал в яму и повредил колено настолько, что мог ходить только прихрамывая. Чтобы продолжить работу над фильмом, пришлось срочно написать и снять сцену, где его героя ранят в ногу.

Факт №3. Также во время съёмок стало известно, что Мишель Симон не сможет завершить работу во всех запланированных с ним сценах. Тогда этого персонажа пришлось расстрелять.

Факт №4. Все трюки Берт Ланкастер исполнил сам.

Факт №5. Кадры крушений снимались не в павильоне с игрушечными моделями, а на натуре. Поэтому некоторые сцены требовали пять, а то и семь камер одновременно. После сцены крушения паровоза три из пяти камер оказались разбиты, так как локомотив двигался слишком быстро. Сцену бомбардировки станции мастера по спецэффектам готовили 6 недель. Она дала 1 минуту экранного времени.


Факт №6. Сюжет фильма весьма отдалённо напоминает реальные события. На самом деле транспорт с полотнами импрессионистов вначале задерживали бюрократическими проволочками, а потом завернули на кольцевую железную дорогу вокруг Парижа, где он благополучно кружился до подхода союзников.

Факт №7. Часто на съёмках было так шумно и дымно, что команды «мотор» и «снято» иногда передавались специальным кодом с помощью паровозных свистков.

Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД, лучший фото и видео контент на нашей странице в Instagram  

Дмитрий Борисов