«По тонкому льду». Чекисты заказали киношедевр к 50-й годовщине ВЧК

Опубликовано 05 сентября 2020

Этот фильм нужно было бы рекомендовать к просмотру, даже если бы в нём не было ничего про железные дороги. Но в этой двухсерийной киноленте практически вся первая часть связана со стальными магистралями. Вагоны становятся местом действия, а сама железнодорожная сеть центральной России превращается в шахматную доску, на которой идёт схватка интеллектов советских чекистов и абверовского резидента.

Вы увидите и мягкий пульман, каким он был в 1939 году, и обычный сидячий вагон, пропитанный запахом табака и отсыревшей одежды. Но изюминкой станет поиск растворившегося в СССР шпиона с помощью сопоставления скорости поездов, счёта из ресторана и времени убийства сообщника. Сюжет достоен Конан-Дойля или Агаты Кристи. В написании сценария тогда принимал участие начинающий писатель Юлиан Семёнов. Он позже прославится многочисленными шпионскими романами, но рука будущего мастера видна и в этом фильме. Во второй серии железная дорога уже отступает на второй план и превращается в поле боя с фашистскими захватчиками. Но сюжет суперпрофессионально закольцован, и в нём ни одну мелочь не надо упускать из виду. Взаимосвязано окажется всё: и провал операции в 1939, и успех в 1942-м.

Совершенно не собираюсь спойлерить интригу, поскольку она закручена настолько лихо, что захватывает внимание с первых минут. Но хотел бы обратить внимание на несколько деталей. Фильм снят в 1966 году к 50-летию ВЧК. Вторая половина 60-х — это конец «оттепели» и попытка первой реабилитации Сталина. Фильм снят так аккуратно, чтобы правда не мешала пропаганде. Первые события происходят в 1939 году, когда молот репрессий превратился в маховик, более медленный и избирательный. Поэтому тема репрессий отражена в перерождении одного из трёх друзей оперативников из сыщика в выбивателя признаний.

И кстати, именно этот персонаж чуть не станет предателем во второй части картины. Одна из драматических линий — судьба дочки старого большевика, который становится невинной жертвой «большого террора». Этот арест ломает судьбу, любовь, брак героини.

Да и сам главный герой, как мы понимаем, чуть не отправляется в лагерь после провала операции.

Но его спасает кристально честный коммунист, которому партийная совесть не позволяет совершить несправедливость. Тема репрессий раскрыта так, как, наверное, хотелось бы видеть её с Лубянки. Но всё равно авторам удалось передать страх и ненависть эпохи. Здесь, конечно, огромную роль сыграла старая актерская школа. Очень знакомые по разным советским фильмам артисты (чьи имена незаслуженно позабыты) появляются всего на пару кадров, но они рельефно передают характеры инквизиторов и намекают на то, что такими кровожадными они стали не в стенах ЧК, а вопреки духу большевистского «ордена меченосцев».


Во второй серии, действие которой уже происходит в тылу у немцев, нетривиально раскрыта тема коллаборационизма и возмездия за него, темы предательства и потери самых близких людей, которые не могут остановить людей с горячим сердцем и холодной головой в их борьбе с врагом. Несмотря на то, что в этой рецензии много оборотов из языка ушедшей империи, не воспринимайте их как ёрнические. Дело в том, что, конечно, это пропаганда, но такая пропаганда, после которой в КГБ должны были прийти настоящие романтики. Фильм, хотя и по нынешним временам это первоклассный шпионский триллер, должен восприниматься в контексте 60-х.


Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД, лучший фото- и видеоконтент на нашей странице в Instagram  

Дмитрий Борисов