Красная ковровая железная дорожка. Часть 1. Эксклюзивный обзор ж/д кинематографии от обладателя почётной медали Каннского кинофестиваля

Опубликовано 25 июля 2020

Железные дороги и поезда были и остаются для кинематографа едва ли не главным местом действия. Ведь ЖД – это скорость, путешествие, ожидание приключений, жизненных изменений, любовных авантюр. А для создателей спецэффектов – это ещё и источник вдохновения.

Кто-то возразит, что кинематограф любит и другие виды транспорта. Сколько сделано фильмов про самолеты! Сколько про кошмары с «Титаниками»! Фильмы про путешествия на автомобилях и мотоциклах породили даже особый киножанр – роуд-муви, фильмы дороги.

Но вы даже не поверите: когда я обратился за справкой к главному киноманскому информационному киносайту мира (The Internet Movie Database) он выдал мне на ключевое слово train – поезд – 5852 названия картин. А ведь я мог бы набрать и другие ключевые слова: railroad (железная дорога), например, или то же самое по-итальянски ferra via, или railway station – железнодорожная станция. Тогда бы фильмов оказалось ещё больше.

Так что 20 картин, вдохновлённых железными дорогами, которые мы сейчас отмечаем в качестве знаменитых, – это далеко не все кинобогатство, которое человечество вычерпало из купе, проводников и пассажиров. Этот список вы сами можете расширять бесконечно.

Фильмы расставлены в порядке моих собственных предпочтений, от 20-го к 1-му. Но расстановка субъективна. Вы можете избрать любую иную.

20. «Прибытие поезда» (1898) и «Большое ограбление поезда» (1903).
Режиссёры: в первом случае – братья Люмьер (Франция), во втором – Эдвин Портер (студия Томаса Эдисона, США).
О ЧЁМ ФИЛЬМЫ

Было бы странно не заметить, что кино началось собственно с фильма про поезд. 28 декабря 1895 года в «Гранд кафе» на парижском бульваре Капуцинок братья Люмьер устроили первый в истории платный киносеанс. Там было показано несколько картин. Все длиной 50 секунд – иной продолжительности тогдашняя кинотехника не терпела. Но в истории остался, прежде всего, фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-сьюта», при виде которого, по легенде, зрители якобы повскакивали с мест, опасаясь, что прибывающий поезд их раздавит. По той же легенде первые увидевшие «Большое ограбление поезда», длившееся уже 12 минут, якобы сочли, что видят реальную съёмку преступления. Хотя кто тогда из первых наивных зрителей имел представление о такой диковинной вещи, как реальная съемка, и кто всерьёз мог поверить, будто рябое черно-белое изображение паровоза с вагонами – это несущийся на них подлинный состав?
ЧТО В НИХ ПРИМЕЧАТЕЛЬНОГО
Тем не менее, отметим, что оба самых громких фильма эпохи рождения кинематографа связаны с железной дорогой. Первый из фильмов (братьев Люмьер) породил кинодокументалистику, а второй – важнейший для грядущего Голливуда жанр вестерна. Представляете мой киноманский шок, когда однажды – не без помощи французов – я поселился в гостинице Scribe, спустился в фойе, поджидая русских коллег, и вдруг увидел напротив выложенную цветными камешками надпись: на этом месте на бульваре Капуцинок располагалось кафе, где братья Люмьер 28 декабря 1895-го организовали первый в истории киносеанс? Там и теперь кафе, но в стиле хай-тек.


19. «Полярный экспресс», США, режиссёр Роберт Земекис, 2004
О ЧЁМ ФИЛЬМ

Товар в формате 3D, изготовленный, прежде всего, для системы IMAX, об идеально воспитанном мальчике, который не верил в Санта Клауса, но изменил свое мнение, когда был доставлен к нему на особом волшебном экспрессе, езда на котором (надо же было оправдать 3D) напоминает русские, то бишь американские горки.
ЧТО В НЁМ ПРИМЕЧАТЕЛЬНОГО
Не скрывал и не стану, что всегда ненавидел политкорректную, звёздно-полосатую пропагандистскую анимацию. Это не мешает мне одновременно не любить тупые отечественные идеологические фильмы. Но ставлю этот фильм на высокое 19-е место, поскольку – особенно для своих времён – он и впрямь искусно сделан. Для 2004-го, если говорить о спецэффектах (там ведь почти все роли сыграл Том Хэнкс, с которого срисовали основных героев от мальчиков до мужей), это почти революционная технология. Другое дело, что от сладколицего Хэнкса меня тоже периодически подёргивает.

18. «Миллионер из трущоб», Великобритания – Франция – США, режиссёр Денни Бойл, 2008
О ЧЁМ ФИЛЬМ

Хотя фильм отхватил восемь «Оскаров», и я уважаю Денни Бойла за ряд картин – от «Трейнспоттинга» (где комната главного героя обклеена плоскими макетами поездов) до философского зомби-триллера «28 дней спустя» – именно этот вызывает у меня лёгкое презрение за трусость. Оригинальный роман о малообразованном индийском мальчике, сорвавшем джек-пот в игре «Кто хочет стать миллионером?», Бойл переврал не абы так. А в угоду самым примитивным стандартам европейского либерализма. Там, где в романе в массовых убийствах виновны мусульмане, он сделал виновными буддистов и христиан. За это не «Оскары» надо давать, но «Оскары»-то раздают те ещё интеллектуалы. За это человеку перестают пожимать руку.
ЧТО В НЁМ ПРИМЕЧАТЕЛЬНОГО
Но в фильме есть эпизод, какого не встретишь в иных фильмах про поезда. А мы стараемся замечать необычное. Действие происходит в Индии. А в чём особенность индийского кино? В нём поют и танцуют. И в конце следут такой многосотенный танец на платформе между двумя стоящими поездами, откуда выскакивают всё новые танцоры, что, право, вот за это Бойла стоило наградить. Но за всё остальное не стоило.

17. «Неуловимые мстители», СССР, режиссёр Эдмонд Кеосаян, 1966
О ЧЁМ ФИЛЬМ

О четверых подростках, отважно и умело сражавшихся с разного рода бандитами в годы Гражданской войны.
ЧТО В НЁМ ПРИМЕЧАТЕЛЬНОГО
Фильм стал культовым среди подростков СССР. В нём было много ударных, горестных, но заодно и комических эпизодов. Но был один, повергавший в нервную дрожь всех советских зрителей от мала до велика. Это когда наши угоняли у бандитов поезд (чтобы отнять у них награбленное добро, а заодно самим спастись), отстреливались от преследовавшей их кавалерии, убивая заодно самого мерзкого негодяя, и тут кто-то кричал: «Бурнаши мост подожгли!». Это значило, что подлые трусы из банды Бурнаша, которого изображал великий Ефим Копелян, подожгли деревянный мост, через который поезд с нашими должен был промчаться. Это был один из самых страшных эпизодов во всём советском кино. Наши герои прятались внутри открытого всем огням и ветрам паровоза. Мост пылал. Поезд, переехав его, пылал тоже. После этого, если мне память не изменяет, мост обрушился. И тут начинала звучать оглушительно революционная популярная тема из фильма. Так что всем становилась ясно: наши опять победили.

16. Бондиана, режиссёры разные, Великобритания – США, 1962 - 2015
О ЧЁМ ФИЛЬМЫ

О подвигах разведчика, в разные годы съёмок то более, то менее пародийного.
ЧТО В НИХ ПРИМЕЧАТЕЛЬНОГО
Как минимум в каждой пятой ленте про Бонда есть крутые сцены в поездах. Отмечу две, снятые действительно филигранно. Уже во второй картине «Из России с любовью», когда агента 007 играл Шон Коннери, у него возникал нежный роман с русской разведчицей Татьяной Романовой. Но их, среди прочих, преследовал убийца из надмирной террористической организации «Спектр». В том числе, когда Бонд и Романова садились в «Восточный экспресс», от которого мы в этих рассказах не уйдём. Смертельная драка Бонда и убийцы из «Спектра», возможно, лучшая схватка в пространстве купе – точнее, двух соединённых купе пульмановского вагона первого класса. Другой впечатляющий эпизод – из лучшего фильма бондианы новейших времён «Координаты «Скайфолл», когда Бонд – Дэниел Крейг – бьётся не на живот, а на смерть с наёмником новой более совершенной организации на крыше мчащегося экспресса, который, похоже, всё тот же «Восточный», ведь дело происходит в Стамбуле. И начальница Бонда М. из МИ-6, чтобы не упустить врага, даёт его помощнице команду стрелять по обоим из сайперской винтовки. Дальше – смотрите сами. Если ещё не видели.

15. Поттериана, режиссёры разные, Великобритания – США, из восьми вышедших фильмов нас интересуют первые шесть, снятые с 2001-го по 2010-й годы
О ЧЁМ ФИЛЬМЫ

О битве абсолютного Добра со стопроцентным Злом, в которой всё не так просто, поскольку главный положительный герой Гарри Поттер и главный отрицательный Воланд-де-Морт отчасти по духу близки друг другу: у них родственные волшебные палочки, что в контексте романа очень важно.
ЧТО В НИХ ПРИМЕЧАТЕЛЬНОГО
Фильмы про поезда интересны не только тогда, когда всё действие происходит в вагонах, но и когда там есть неповторимые детали, особенности, штучки, связанные с железнодорожными приключениями. Неотъемлемая часть первых шести «Гарри Поттеров» (книг и их экранизаций) – «Хогвартс Экспресс» – старинный состав, ведомый сказочным паровозом, который и доставляет учеников в школу магии и волшебства с одного из самых известных лондонских вокзалов Кингс-Кросс. Фокус ещё и в том, что он отправлятся с платформы 9 и ¾, о которой служащие вокзала понятия не имеют. Оказывается, чтобы попасть на неё, детям-волшебникам надо хорошенько разогнаться и на полном ходу врезаться, толкая перед собой тележку с вещами, в кирпичную стену между платформами 9 и 10. Тогда легко проскакиваешь, куда надо! В 2014-м была сделана 11-минутная короткометражка «Хогвартс Экспресс» с участием многих персонажей основных фильмов, но рассказать про неё ничего не могу. Не видел. Хотя всего остального «Поттера» и видел, и читал.

14. «Дивергент», США, режиссёр Нил Бёргер, 2014 
О ЧЁМ ФИЛЬМ

Одна из популярнейших антиутопий последних лет. Антиутопии – это приключенческие пророчества о том, что будущим заправляет тоталитаризм. Мир поделён на пять официальных сект и одну бросовую – неприкасаемых. В итоге героиня, родители которой – интеллектуалы со стремлением к скромности и жертвенности, выбирает себе секту бойцов-солдат.
ЧТО В НЁМ ПРИМЕЧАТЕЛЬНОГО
Поезд! Поезд без машиниста, который курсирует по огороженному защитными электрическими полями городу. Силовики из секты солдат заскакивают в него на полном ходу и так же потом его покидают. Я говорил, что в фильмах про поезда мы ценим детали? Так вот, подобного я в кино не видел.

Продолжение следует...

Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем новом разделе ГОРОД и в нашем Telegram-канале @Vgudok

Юрий Гладильщиков, специально для портала vgudok.com