Новые хайпожоры, или TikTok головного мозга. Тиктокеры самоутверждаются за счёт рельсового транспорта

Опубликовано 18 сентября 2020

Президент США Дональд Трамп, который в последние несколько месяцев выступает в роли своего рода амбассадора сервиса видеомикроблогов TikTok на общественных началах, сделал, наверное, для продвижения этой соцсети больше, чем реклама и пиар вместе взятые. Глава самой могущественной страны в мире, обвинив TikTok в слежке за американцами (а разве Apple с Google и Microsoft не делают то же самое? Эдвард Сноуден не даст соврать!) потребовал от её китайских владельцев отдать актив в надёжные американские руки. Оставив в стороне вопрос о соответствии большевистских замашек Трампа законам свободного рынка, посмотрим, как пользователи TikTok взаимодействуют с рельсовым транспортом, в том числе городским.

Запущенная в 2017 году пекинской компанией ByteDance платформа для коротких видео (не более 15 секунд) уже имеет более 1 млрд пользователей в 150 странах мира. Для обхода китайских цензурных ограничений соцсеть работает под двумя брендами: в КНР она известна как «Доуинь», в то время как для остального мира это TikTok. Платформа стала успешным «китайским ответом» доминировавшим на рынке американским соцсетям со схожим контентом —YouTube и Instagram. Примечательно, что достичь красивой миллиардной отметки YouTube и Instagram, созданные в 2005 и в 2010 году соответственно, смогли только через восемь лет работы, а их конкурент из Поднебесной управился с этим менее чем за два года.

TikTok стал успешным «китайским ответом» доминировавшим на рынке американским соцсетям со схожим контентом —YouTube и Instagram.

Сам TikTok позиционирует себя как программа (на сленге — «прога») для молодёжи от 16 до 24 лет, благодаря набору опций которой (выбор цветовой темы картинки, маски, специальные эффекты и фильтры для записи ролика, возможность накладывать музыкальные треки и т.д.) можно создавать собственный уникальный видеоконтент. Чем юные пользователи активно и пользуются, выкладывая по несколько десятков миллионов роликов ежемесячно.

Одним из самых популярных мест для творческого самовыражения тинейджеров стало метро, о чём свидетельствует хэштег metro с 800 млн просмотрами видео. В то время как другие «рельсовые» хештегиrail и railway — собрали около 400 млн, а хештег tram и того меньше — 47 млн.

Контент самый разный: авторы роликов поют и танцуют в и на поездах и платформах, делают видеозарисовки из вагонов, фиксируют необычные события на станциях или розыгрыши и т.д. В основном, это то, что называется в обиходе «прикольным» (или на современном сленге молодёжи «хайповым») и должно собрать как можно больше лайков и привлечь новых подписчиков. Впрочем, эти два показателя, характерные и для «взрослых» соцсетей с видеоконтентом, не самые главные при оценке популярности в TikTok. У китайцев акцент делается также на т.н. показателе Er — уровне взаимодействия, то есть вовлечённости аудитории, который свидетельствует об интересе публики к автору, и охвате — общем количестве пользователей, посмотревших видео.

Беглое знакомство корреспондента vgudok.com по служебной необходимости с TikTok позволяет говорить о том, что тиктокеры не ставят своей целью шокировать подписчиков «чернухой». В приложении не много видео с ЧП в метро или на железных дорогах, столь распространённых на том же YouTube. Чаще всего такие ролики связаны с нарушением самими же тиктокерами техники безопасности, когда попытка сделать клип «не как у всех» оборачивается травмами или гибелью самих авторов. Именно это даёт основание говорить поклонникам Facebook и Instagram о «тиктоке головного мозга».

В основном тинейджеры упражняются в самовыражении, используя для этого рельсовую инфраструктуру как своего рода сценические подмостки.


В основном же тинейджеры упражняются в самовыражении, используя для этого рельсовую инфраструктуру как своего рода сценические подмостки, затем накладывая на получившийся продукт музыку и цифровые возможности «проги». Много места занимает, как сказали бы «старпёры», дуракаваляние в вагонах или на стациях, но в целом оно безобидное и местами смешное.

Комментарии под большинством роликов, которые оставляют сверстники авторов, не несут никакого содержания — это междометия, слова поддержки или восхищения, иногда удивления или просто ничего не значащий трёп. Ну а чего ожидать от тинейджеров? Не интеллектуальных же оценок и глубокомысленных анализов, как это принято у старших товарищей на том же Facebook.

Опрошенные vgudok.com представители поколения «Z» и миллениалов, на которых и рассчитан TikTok, не увидели ничего особенно в кривляньях или музыкальных потугах своих сверстников в метро. Если они мне не мешают, то пусть делают, что хотят — таков вердикт подростков-эгоцентриков. Старшие же поколения, как им и полагается, брюзжали об уважении частной жизни и личного пространства, возможной угрозе общественной безопасности и нарушении каких-то там бюрократических правил пользования метро или железной дорогой. Кое-кто из «стариков» говорил о провоцировании подростков этой соцсетью на необдуманные и опасные поступки в стремлении получить долгожданные лайки. Возможно, в этом есть свой резон, хотя стоить напомнить: то же самое зацеперство возникло задолго до появления TikTok и «дигитализации» вообще.

Главное, чтобы у авторов роликов не сносило крышу от возможности хайпануть на популярности, потому что лайки и репосты на кладбище не нужны.

Конечно, в годы молодости поколений «бэби-бумеров» и «Х» не было возможности поделиться своей оригинальностью со всем миром, что реализовал тот же TikTok. Однако если они напрягут свою память, то наверняка вспомнят своих знакомых, друзей, однокурсников или даже самих себя, совершавших такие же прикольные или дурацкие поступки, как и современная молодёжь. В сети, например, гуляет текстовая история годов 80-х, когда студент, предварительно договорившись со своим другом, в вагоне метро доставал из сумки массивный дисковый телефонный аппарат и заказывал по нему кофе с бутербродом, а на следующей станции в вагон к изумлению пассажиров заходил его подельник с подносом в руках. Неужели, если бы тогда существовал TikTok, авторы розыгрыша отказались бы выложить его в сеть, а вы не поставили бы ему лайк?!

Надо отдать должное создателям TikTok с идейным вдохновителем проекта китайским бизнесменом Чжань Иминем во главе: они вовремя уловили веяние времени и вместо приложения для поиска недвижимости в сети, которое и стало прообразом TikTok, переориентировались на интересы школьников и тинейджеров, которых по разным причинам обошли своим вниманием интернет-гиганты типа YouTube и Facebook. В любом случае TikTok стал современной (бестекстовая, клиповая и сжатая форма подачи информации) и, главное, своевременной площадкой для подростков, позволившей им выплеснуть свою творческую энергию в актуальном цифровом формате во «всемирную паутину» в виде, в целом, безобидных видео. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не стало героем криминальной хроники, скажем мы, перефразируя известную пословицу. Vgudok.com не видит причин в старческом брюзжании в стиле «мы в ваши годы…». Главное, чтобы у авторов роликов не сносило крышу от возможности хайпануть на популярности, потому что лайки и репосты на кладбище уже не нужны.

Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем новом разделе ГОРОД и в нашем Telegram-канале @Vgudok

Оксана Войцеховская