Сюр как правда жизни. Югославская драма предвосхитила советское перестроечное кино

Опубликовано 30 декабря 2021

Попытка посмотреть югославскую ленту 1977 года с профильным названием «Пёс, который любил поезда» натолкнулась на ряд непредвиденных затруднений. Во-первых, фильм оказался для Интернета (по крайней мере, для его российского сегмента) настолько экзотическим, что даже всеведущий Яндекс выдавал только краткие аннотации на это кино, но без возможности его просмотра.

Когда же удалось его отыскать на YouTube, возникла вторая, языковая проблема: лента доступна только на сербском языке. Частично положение спасают английские субтитры, хотя титры не всегда удобны — отвлекают внимание от сюжета.

Тем не менее YouTube поставил ещё одно препятствие для приобщения к высокому киноискусству, правда, быстро разрешившееся. Платформа потребовала войти в аккаунт для подтверждения возраста, ибо, как утверждает сервис, «видео может оказаться неприемлемым для некоторых пользователей».

Некоторые повороты сюжета, да и сами образы героев, отдают откровенным сюрреализмом в стиле модного в середине 70-х годов ХХ века Луиса Бунюэля.

Пройдя этот своеобразный квест и продравшись через тернии «мировой паутины», зритель получает в качестве награды своеобразное кино. А как ещё охарактеризовать ленту, в которой судьбы трёх совершенно разных персонажей — бежавшей из поезда заключённой Мики (в исполнении Светланы Бойкович), аниматора-ковбоя (Велимир «Бата» Живоинович) и подростка Младича (Ирфан Менсур) — волею режиссёрской фантазии сплетаются в едином киноповествовании где-то в югославской глуши? При этом каждый из них продолжает жить своей собственной жизнью и стремится реализовать личные мечты и желания. Зечка-беглянка Мика хочет уехать в Париж за лучшей долей и пытается получить через одного из бывших любовников паспорт. Ковбой увлечён «чёсом» со своим родео-шоу а-ля Дикий Запад по забытым богом югославским весям. А у юноши мечта — найти пса своего отца-железнодорожника, который (в смысле — пёс) исчез после гибели родителя во время ЧП на «железке».

Некоторые повороты сюжета, да и сами образы героев, отдают откровенным сюрреализмом в стиле модного в середине 70-х годов ХХ века Луиса Бунюэля, хотя режиссёр ленты Горан Паскалевич ни разу не допускает в фабулу сновидения и иллюзии, как автор нашумевшего «Скромного обаяния буржуазии» 1972 года. Всё обыденно и сермяжно, в общем, как в жизни.

Поэтому предупреждение YouTube о «неприемлемом контенте» стоит отнести на счёт перестраховщиков из сервиса. Что может потрясти пользователя — голые «буфера», которые меньше минуты массово демонстрируют в поезде женщины-заключённые, или сцена изнасилования главной героини, снятая в чрезвычайно целомудренном (если так можно выразиться в этом контексте) ключе — остаётся на совести алгоритма соцсети.

Ленты же, подобные «Псу», стали популярны в СССР после 1985 года, когда на экраны страны выплеснулась т.н. «перестроечная киночернуха» со всеми неизлеченными за годы развитого социализма социальными болезнями.

Режиссёр «Пса» Горан Паскалевич, который, кстати, ушёл из жизни совсем недавно, в 2020 году, мало известен в России. Что не удивительно, так как его фильмы — это серьёзные и чаще всего безысходные драмы о жизни маленького человека в социалистической Югославии. Руководство СССР всегда настороженно относилось к югославской модели социализма, отличной от канонов марксизма-ленинизма отечественного розлива, поэтому и кинематограф СФРЮ очень редко был представлен на советских киноэкранах, а самым известным югославским актёром был Гойко Митич из гэдээровских вестернов про Чингачгука Большого Змея.

Ленты же, подобные «Псу», стали популярны в СССР после 1985 года, когда на экраны страны выплеснулась т.н. «перестроечная киночернуха» со всеми неизлеченными за годы развитого социализма социальными болезнями. Однако в 70-х годах для мировой киноэлиты взгляд Паскалевича по ту сторону «железного занавеса» был оригинален и пикантен, поэтому югославский режиссёр был обласкан международными кинофестивалями — Каннами, Берлином, Венецией и пр. «Пёс», кстати, был номинирован в 1978 году как лучший фильм на Берлинском кинофестивале.


Рекомендации vgudok.com. «Пёс, который любил поезда» — в целом, фильм для завзятых синефилов, которые выискивают в мириадах кинолент «золотое зерно» для вдумчивого просмотра. Однако даже обычному кинозрителю это кино было бы небезынтересно с точки зрения понимания истоков того самого балканского «сюрреалистического реализма» (или «реалистического сюрреализма», если вам так больше нравится), которым позже прославился Эмир Кустурица.

Небольшой спойлер. Несмотря на название, сам пёс появляется только в конце сюжета, но именно на железной дороге, где и происходит финальная развязка.

Чтобы посмотреть ленту, нужно вбить в YouTube название на языке оригинала: Pas koji je voleo vozove.

Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД, лучший фото- и видеоконтент на нашей странице в Instagram

Семён Карабанов