Харассмент, абьюз, газлайтинг. Девушка в поезде в паутине сексуальной эмансипации

Опубликовано 02 сентября 2022

Фильм «Девушка в поезде» отсылает зрителя к классике жанра саспенс, непревзойдённым мастером которого был Альфред Хичкок. В фильмографии этого режиссёра есть лента 1954 года «Окно во двор», в которой главный герой от скуки подглядывает за соседями, и этот бытовой вуайеризм наводит его на мысль, что один из них ведёт себя подозрительно.

Интрига сюжета в экранизации 2016 года романа Полы Хокинс также связана с окном, только не квартиры, а вагона. Та же самая рутина заставляет героиню фильма Рейчел Уотсон (в исполнении Эмили Блант) дотошно разглядывать окрестности во время ежедневого путешествия городской электричкой из пригорода Нью-Йорка в мегаполис и обратно. Особенно пристально она изучает жизнь незнакомой пары, которую она из окна поезда ежедневно наблюдает на веранде их дома. Рейчел даже придумала им имена: Джесс и Джейсон — и сочинила им жизнь. Более удачную, чем у неё самой — бездетной разведёнки, прикладывающейся к бутылке и страдающей провалами памяти.

На этом сходство с хичкоковской классикой заканчивается, и на арену выходит её величество общественно-политическая конъюнктура.

Но неожиданное исчезновение Джесс во время ежедневных ж/д сеансов наблюдения заставляет скромную офисную даму сменить амплуа на детектива в юбке. Как и её литературная предшественница — всемирно известная мисс Марпл Агаты Кристи — Рейчел раскручивает клубок страстей, тайн и перверсий, в котором оказываются запутаны и она сама, и её бывший муж Том (Джастин Теру), и его новая жена Анна (Ребекка Фергюсон), и таинственная Джесс-Меган (Хейли Беннетт), и её друг Джейсон-Скотт (Люк Эванс).

По ходу ленты подозрения в причастности к исчезновению Меган падают то на Скотта, то на психиатра Меган доктора Абдика, и даже на саму Рейчел. Тем более, что её психотип как раз идеально подходит на роль подозреваемой. Депрессивная героиня не раз по пьяни доставала бывшего мужа звонками и эсэмэсками, пыталась выкрасть новорождённого ребёнка Тома и Анны, но при этом никогда ничего не помнит.

На этом сходство с хичкоковской классикой заканчивается, и на арену выходит её величество общественно-политическая конъюнктура. Среди основных персонажей фильма женщины и мужчины представлены поровну — по трое. Однако обращает на себя внимание то, что дамы изначально изображены в роли страдалиц, в то время как основными подозреваемыми выступают мужики.

Расследование показывает, что Скотт был эмоционально не сдержан с Меган, а как известно, эмоциональное насилие в современной западной практике приравнивается к физическому. Психотерапевт Абдик переходит этические границы допустимого в отношениях с той же Меган, что в актуальной западной этике имеет определение «харассмент». По мере развития сюжета также выясняются подробности совместной жизни Рейчел и Тома, который подпаивал надоевшую ему жену, а потом внушал ей, что она вытворяла ужасные вещи под алкогольными парами. При этом Том жестоко бил её во время запоев, затем выдавая травмы за последствия загулов, что квалифицируется как «абьюз» и «газлайтинг».

Дамы изначально изображены в роли страдалиц, в то время как основными подозреваемыми выступают мужики.


И вот вырисовывается классическая картинка, столь любимая современными феминистками. Алкогольная депрессия Рейчел была инспирирована тонкими психологическими провокациями Тома, давившего на бесплодие жены. Меган запуталась в любовниках, от настойчивости которых она, как слабая женщина, не могла устоять. А Анна не хотела выносить сора из избы из-за похождений мужа-бабника, потому что пыталась сохранить ячейку общества.

Фактически в лице «Девушки в поезде» мы имеем своего рода кинодокумент воинствующего феминизма. И если в аналогичных лентах типа «Исчезнувшей» или «Аферистки» (кстати, в обоих фильмах великолепно сыграла Розамунд Пайк) авторы не ставят все точки над «ё» в причинах страданий слабого пола, то режиссёр Тейт Тейлор, как и автор литературной первоосновы Пола Хокинс, прямолинеен, как австралийское шоссе Эйр, где на протяжении 144 километров нет ни одного поворота. Все мужики сволочи и негодяи, от них всё зло, — таков незамысловатый вердикт, который они выносят сильной половине человечества в духе современной толерантской повестки.

Рекомендации vgudok.com

Ради саспенса можно один раз посмотреть фильм, и даже прочитать книгу, о которой гуру триллеров и хорроров Стивен Кинг сказал: «…действительно великолепный остросюжетный роман. Я не спал почти всю ночь, читая его. Автор… убийственно хороша». Эмили Блант убедительно играет роль несчастной жертвы мужских интриг, за что была номинирована на премии BAFTA и Гильдии киноактёров США за лучшую женскую роль. Тем же, кто любит погорячее и хочет познакомиться с самым отбитым образцом воинствующего феминизма, стоит посмотреть ленту «Девушка, подающая надежды», где во всей красе предстаёт актриса Кэри Маллиган, одна из фронтменов современной женской эмансипации в жизни и кино.

Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД и в Telegram-канале @Vgudok

Артём Войцеховский