Транссибирская безнадёга. Железная дорога как зеркало российского общества

Опубликовано 11 сентября 2021

В начале 2000-х буквально из каждого утюга Российской Федерации звучал хит тогда ещё достаточно бодрых «Иванушек Интернешнл» «Безнадёга точка ру». Уже не столь важно, в чём, собственно, заключался драматизм этого шлягера-нетленки, но сама композиция стала своего рода понятием нарицательным. Как, например, и название посредственного польского романа «Одиночество в сети». Спектакль «Транссиб», поставленный в мастерской Дмитрия Брусникина, медленно, но бесповоротно погружает в атмосферу той самой безнадёги, о которой так лирично пелось в хите 20-летней давности.

Нет, сам спектакль нельзя назвать скучным или неудачным. Наоборот, молодые артисты, питомцы Брусникина из Школы-студии МХАТ, справились с поставленной им режиссёром «сверхзадачей» на все сто. Чтобы зритель не скучал, речевые мизансцены отделяются друг от друга песенными номерами самого разного жанра — от авторской песни до панк-рока. Само представление — это скорее тренинг для студентов, в ходе которого они отрабатывают своё мастерство, поэтому к их работам нельзя подходить с мерилом маститых актёров и уважаемых театров. Отсюда и формат представления выбран в камерном театре «Практика» с небольшим (до 100) количеством мест.

Молодые артисты, питомцы Брусникина из Школы-студии МХАТ, справились с поставленной им режиссёром «сверхзадачей» на все сто.

Собранные студентами за 14-дневный вояж туда и обратно по Транссибирской магистрали впечатления от встреч с самыми разными типажами они весьма точно передали на театральных подмостках. Это и уличные музыканты, мечтающие уехать в столицу, и продавец сувениров с «уникальными» иконами, и иностранец, с трудом проникающий в хитросплетения русского языка и бытия, и семейная пара, ведущая параллельные монологи, не слушая друг друга (знакомо, да?!).

Можно сказать, что авторами постановки сделан срез народной жизни, которая как раз и представлена в транссибирском экспрессе. Впрочем, некоторых типажей — например, скандальную бабку, стремящуюся достучаться до Путина с требованием социальной справедливости, — можно встретить не только в поезде «Москва — Владивосток». Таких «бабок» миллионы на пространстве бывшего СССР, и речи их примерно те же, что и в меру своих молодых лет пытаются изобразить (или скопировать) артисты мастерской Брусникина.

Можно сказать, что авторами постановки сделан срез народной жизни, которая как раз и представлена в транссибирском экспрессе.


Одна из героинь — проводница, меланхолично жующая во время своего монолога мандарин, говорит о «жизни в шатающемся пространстве», метафорично отражая не только своё вагонное существование, но и всю жизнь страны и её историю с вечными шараханьями от дикого капитализма к коммунизму и обратно к олигархическому капитализму.

Общий настрой героев пьесы в полной мере передал то ли звукооператор, то ли начинающий рэпер из Улан-Удэ, который на вопрос невидимого ведущего: «А что для тебя счастье?» ответил просто — «Отсюда валить надо. Здесь слишком дефолтно».

И даже финальная песня спектакля, известная всем «Широка страна, моя родная!», смотрится не как заключительная оптимистическая точка в этих картинках с «пространства 1520», а как диссонанс со всем тем, о чём в течение почти полутора часов рассказывали актёры со сцены. Россия страна, конечно, большая, но счастья в ней почему-то нет. Типичная безнадёга.

Рекомендации vgudok.com. Молодым театралам, неравнодушным к отечественным железным дорогам, советуем посмотреть на игру начинающих актёров воочию. Благо, что спектакль идёт в «Практике» достаточно часто. Правда, цена билета весьма не бюджетная — 2500 рублей при свободной рассадке. Тем, кто всё-таки не захочет тратить свои кровные на театральные поиски и эксперименты, рекомендуем посмотреть «Транссиб» на YouTube. Бесплатно и сердито.

Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД, лучший фото- и видеоконтент на нашей странице в Instagram

Семён Карабанов