Маленькие прототипы железных дорог со временем стали настоящей моделью окружающего нас мира

Опубликовано 22 июня 2017

Два столетия назад железнодорожное моделирование ограничивалось прототипами локомотивов, вагонов и, конечно же, рельсов. Позднее производители стали снабжать свои наборы станциями и полустанками, домами и магазинами, автомобилями и прохожими, деревьями и кустами, озёрами и холмами… И сегодняшние коллекции больше напоминают панорамы, а не копии депо.

В 1886 году производитель игрушек Bing из Нюрнберга предложил покупателям первый полный комплект маленькой железной дороги, включавший модели локомотива, вагонов и набор рельсов. Так родились «стартовые наборы». И это изобретение стало настоящим прорывом в отрасли. С одной стороны, наборы давали возможность не искать отдельно паровоз, вагоны, рельсы, а получить сразу всё в одной коробке. С другой стороны, они были ощутимым толчком к старту сильнейшей «паровозной» зависимости.

Недаром сказано: «Бог шельму метит» – фамилию Märklin можно перевести на русский язык как «безумная сказка».

Но что есть движущийся по кругу, словно белка в колесе, заводной поезд? Восторг в первые минуты, а дальше? И в 1901 году братья Märklin первыми предложили стрелочные переводы и дистанционно управляемые электромеханические семафоры, положив начало диспетчеризации на модельных железных дорогах.

Недаром сказано: «Бог шельму метит» – фамилию Märklin можно перевести на русский язык как «клиническая (чрезмерная, ненормальная) сказка». И в этих словах есть свой резон, поскольку железнодорожный моделизм в какой-то степени действительно удивителен в своей красоте, к тому же он дает возможность выстроить свой "идеальный" мир.

Весь путь от колыбели до могилы из окна поезда…

Мир, который в некоторой степени безумен в своей чрезмерности. Этот факт легко подтвердят врачи-психиатры. Достаточно побывать на любой выставке железнодорожного моделизма и увидеть, помимо подвижного состава, зданий и сооружений, всё многообразие жизни. Не только завораживающую архитектуру или красоту природы, но и филигранно исполненные свалки и помойки, дачные туалеты с открывающейся дверцей, движущиеся постельные сцены, миниатюрных анимированных врачей, делающих искусственное дыхание пострадавшему в автокатастрофе, здание роддома с одной стороны и похоронную процессию – с другой. В общем, весь путь от колыбели до могилы из окна поезда…